===назад===================================================================на_главную===
МЕТАЛЛ В ЧЕРНОМ ЦВЕТЕ
Каждый из музыкантов,
начиная с египетской , продолжая греко-римской , кончая нашей эпохой всегда
"сопровождался своим" мыслителем -... Раздел в трудах того или иного ученого под
названием " философия музыки" ( а таких немало, например Платон призывал не
слушать музыку только ради танцев и развлечения). ...Слишком примитивно. Пары, а
то и триады-квадриги : философ-писатель-музыкант-художник- образуются без
намеренных знакомств. Вагнер, Ницше…Кинчев и Лукьяненко… Блекмор и Кинг .
Маяковский был панком того времени . Дали ...что говорить - он нарисовал портрет
Элиса Купера с натуры, и чуть чуть не успел до творчества Marilyn Menson с Dark
Tranquility. Валледжо рисовал обложки дисков для Оззи и других металлических
групп и, кроме этого заказов у него было…Творчество людей разных жанров
взаимосвязано. Генерируя идеи, "смыслы", порождаешь чувства, формирующие то, что
принято называть " звуки, шумы, цвета или эффекты". А те, в свою очередь играют
роль упавшего на голову яблока. Музыка основывается на чьей-то философии ,
развивается и ищет, основывая в конце концов ( а иногда идейного конца может и
не быть ) свою философию.
Стремление познать сущность и воздействие данного вида творчества на человека
наблюдается у каждого неглухого и неслепого.
Сон и явь, бред и
действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по
себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника.
Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной
живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других в
произведениях Дали, Валледжо , Ройо, Литвинова и многих других богов фентезийной
живописи . Сюрреалистическая
лирика точно соответствует рисунку хард рока. Синкопированная (акцентировка на
ритмически слабых долях) металла, мрачные фоны бас-гитары и ударной установки и
создают такую волшебно-художественную форму произведений Black Sabbath--
Rainbow- -Dio--Royal Нunt…и т.д. Для панка, гранжа, и всех альтернативных стилей
тяжелого рока я бы предложила офисную абстракционную живопись в стальных круглых
асимметричных рамках. King Crimson, Lake of Tears воплотились бы на и холстах
Куинджи, Левитана и …на обоях под
покраску… До сих пор ходят
некоторые люди в «психоделических майках».
Для меня есть три
способа прослушивания. Когда слушаешь музыку и представляешь всякие образы (но
сама музыка при этом воспринимается не внимательно), когда сосредотачиваешься на
100% только на музыки и не думаешь не о чём кроме музыки...только так можно
оценить игру каждого музыканта, и когда занимаешься своими делами и на самых
любимых местах отвлекаешься. Я знаю, что некоторые классические музыканты
(например играющие на классической гитаре), отрабатывая произведение, обращают
внимание не только на технику и на музыкальность, но и на образы при
игре....Чтоб вникнуть и хорошо исполнить музыку 16 века, они читают литературу,
историю этой эпохи, ходят в музеи и т.д. без этого произведение на 100% не
сыграется. Любой образ
представляется настольно ярко, насколько развито воображении или степень
развития
ощущений. Особенности
восприятия и передаче представляемых образов подразделяют на : кинестическое (
через соприкосновение, ощущение себя в пространстве, в их речи много слов
описывающих фактуры, размеры, касание кожи, предметов, движение) аудиологическое
(подсознательное восприятие и запоминание через слух- они описывают громкость,
гармонию, возгласы, сами слова, их характерное произношение) и визуальное( для
них имеют большое значение живые и статичные образы книг, кино, жизненных
ситуаций, цветовая гармония интерьера и
т.д.). Людей с визуальным
восприятием гораздо больше (66%), аудиологическое характерно для людей в
основном пересекающиеся своей деятельностью с музыкой и т.д. Еще больший процент
среди смешенных типов, ауди-визуальные ощущения доминируют среди 95 % людей.
Образ, звук и движения ( аудио-видео-кинестическое) –основа реакций для
спортсменов, циркачей, танцоров и еще незначительного процента
населения. Итак, о нас, о
меломанах. И звуки и образы -уже знакомый результат психологического воздействия
музыки. Причем независимо- имеем ли музыкальное образование(где в начальных
классах заставляют рисовать картинки «под впечатлением»), ходим ли на концерты с
экшеном подсветки, или разглядываем ковер на стене во время прослушивания
пластинок. Самое
стандартное наверное- представлять какое либо событие или героя «Жанну, что еще
из тех королев» или «Mega Therion»…а если исключит восприятие сюжета из текста,
ведь многие не понимают ни единого слова в иностранной лирике, окромя
написанного на обложке названия.
Существует ли понятие
звукоцвет??? Существуют ли в
таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Или,
может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом?
А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных
механизмов восприятия отдельных людей? На этот счет есть одна любопытная теория,
применимая в моем исследовании: Если соответствия звуков речи определённым
цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться,
звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно
искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона
особенно важна. Создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха
должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то
естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в
тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем
обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в
ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У,
Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и
т.д. У А. Блока( собственно
я беру этот пример для наглядности, гласные звуки и в английской и в немецкой
речи почти одинаковы) есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от
картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах
передаёт трагический колорит картины.
На гладях бесконечных вод, Закатом в
пурпур облечённых... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд
кровавых И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... И
вещей правдою звучат Уста, запекшиеся
кровью!..
Если исходная
гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще,
чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли?
Приводится анализ гласных
звуков- как обладающих продолжительной временной характеристикой и похожих, во
время вокального исполнения на саму мелодическую основу. Что касается согласных
или иных звуков которых нет в русской речи- их эффект больше обусловлен их
непривычностью. Но
почему-то в опере хорошим тоном считается исполнение на исторически родном языке
произведения. Дело в звуке или бахвальстве
профессионализма? Вообще
поиск звукового (буквенного) соответствия интересует почему то русских ученых.
Понятие "звукоцвет" - существует. Использовалось Кандинским, и у лингвистов при
анализе поэзии. Также при исследовании психологии музыкального восприятия. Я б
добавила к этому - исследования психиатров( наверняка вы когда-либо встречали
тесты основанные на цветовом предпочтении или вас бесила обстановка в каком-либо
помещении), будут уместны, только не нашла подходящих к тяжмету моментов
–(учитывая предыдущий опыт) меня бы обвинили в вырывании фраз из
контекста.
Есть в сети масса
сайтов, анализирующих звучание слова и выдающие ассоциации... вот только вопрос
- это действительно научно или - результат подсознательной аналитики нашего
языка? А.П. Журавлев изучал влияние звуков, а точнее звуков-цветов в словах и
музыке на психическое состояние. На сайте http://www.analizfamilii.ru
можно узнать какой смысл есть в вашем имени и
т.д. А собственно не зря
древние в колдовстве использовали «тайну имени» (полагалось даже до некоторых
пор помалкивать как тебя зовут), и происходило это не на территории Киевской
Руси. И сама музыка
использовалась в практических и сакральных целях. До сих пор меня потрясает
веками разработанная акустика церкви специально для песнопений, для атмосферы
звука и гармонии. Многие инструменты прошли свою эволюцию, чтобы иметь те
свойства звукоизвлечения, которые бы отвечали различным потребностям
людей.
Дело не в речи и языке
как таковом – а в информации которую несет звук для органов чувств и психики.
Стон или визг имеет свой характерный окрас, помимо эмоциональной реакции мы
воображаем разные картины. Когда я училась в муз. школе, учительница предлагала
представлять цветные изображения, сюжеты, чтобы ярче передать характер
исполняемой или изучаемой композиции. Привычка осталась даже после ознакомления
с металлом. Анализ цветовых
соответствий в стихотворениях применим к основанной на игре ассоциаций
сюрреалистической лирике рок-композиций. Помимо наглядной и смысловой
информации, заставляющей напрягаться наше воображение, они несут еще информацию
на тех уровнях называемых 1-выми, 2-ми -ми-…6-ми чувствами .
Для применения в
криминалистических экспертизах используют спектрохроматографы, определяющие
свойство веществ и отображающие их на определенной классификационной палитре.
Излучение звезд , компилированное в спектре, характеризует их состояние и
особенности происхождения - это давно применяется в астрономии.(Само собой,
спектрография не имеет отношения к психологии, в отличие от ассоциаций звука с
цветом. Спектрография основана на том, что разные химические вещества имеют
максимумы интенсивности излучения на разных частотах. Разложив излучение в
спектр и сравнив его со спектром известных химических веществ, можно сделать
вывод о химическом составе источника
излучения). Также, пусть
сравнительно недавно, проводятся исследования соответствия звуков и цветов, хотя
гораздо раньше доказано их влияние на системы восприятия, психические и
биологические системы. Самый простой тому пример, после которого я и начала
интересоваться данными взаимодействиями- я долго не могла адаптироваться к
кислотным дискотекам(хотя несмотря на узкую слуховую настройку, прекрасно ощущаю
систему этой музыки) и 3-му Квейку на плохом мониторе- тошнило как беременного
наркомана. И ... дело все в звуках и цветах, в их
свойствах. Металл
провоцирует восприятие контрастных цветов. А цвет контрастным становиться если
он лежит на противоположном- светлый на темном- или темный на светлом.
Преимущественно темных цветов в металле нет, металл и его звуковая настройка,
как вы уже знаете - очень даже разнообразны. «Давящий черный цвет с пятнами
красного» как лейбл для композиций блек-металл еще объясним, но вот
Manowaroвские гимны- расцветки андреевского флага с примесью кельтской зелени.
Многие мне возразят- но вот на то оно и восприятие, чтобы зависеть от качеств
индивида. А в свою очередь, любая детерминация в психологии носит вероятностный
характер.
Некоторые слушатели и
критики говорят что сам характер рок-музыки черный, т.е. она несет в себе заряд
отрицательной энергии, следовательно цвета-символы ее темные, как ночь, как зло,
которое она ( якобы даже не стараясь)
несет. Не все металлисты
одеваются в черное, панки, хиппи, реперы и т.д. преимущественно носят яркую,
пеструю одежду (и волосы) из искусственных и естественных материалов– «доброта»
их музыки оспаривается не
меньше. Может потому что
черный цвет –символ таинственности?( ага, а нас так мало знают… наша субкультура
и музыка заводит в смысловой тупик многих). Доказать то что черный -
подсознательно форматируется как символ «непонятности»
просто. В человеческом
глазу, согласно трехцветовой теории зрения существует 3 сектора разновидности
так называемых колбочек, которые возбуждаясь продуцируют зеленый, желтый и
красный цвета, или возбуждаясь в разной последовательности и степени- дают их
смеси, одновременное возбуждение –дает белый цвет, покой – черный, периодическое
возбуждение определенной шкалы- оттенки серого. В темноте работают палочки-
способности «к цветам» у них нет вообще, они только улавливают рассеяный свет. В
абсолютной темноте –потому и «как у негра в …», потому что наши колбочки
дрыхнут, т.е. находятся в состоянии лишенном всякой информации, помимо
инстинктивной. А инстинктом является- давать черный цвет в состоянии покоя или
любой другой известный, когда что то разобрать не по силам ( зрение дальтоника).
По аналогичному принципу работают и селекторы искусственных интеллектов (т.е.
компов)- «да или нет» - или что-то правильное - или черный экран.
Значит в инстинкте (а
человек древний боялся ночи и еще как) ассоциация с темнотой вызывает страх,
беспомощность, неизвестность, отрицание. А все вышеперечисленное - вызывает в
памяти только черный цвет.
Также можно сказать, что на биологическом (некоторые организмы и биологические
процессы- «отключаются» при выключении света) и кибернетическом уровне черный
означает также и - Покой.
Еще раз посмотрим за окно истории. Черный цвет был в основном естественным, и
красителей для ткани, шерсти и кожи существовало мало, поэтому цветная одежда
вызывала положительные эмоции. Человек носящий черное - либо бедняк, больной
нищий, вдовец, либо вор, скрывающийся в тени- т.е. несущий угрозу, тревогу,
жалось и т.д. Про ворон, кошек и прочих тварей такой окраски и говорить не
приходится. Черный цвет – оттого и символ суеверий, табу и пионерских сказок.
Красный был редким- он указывал на знатность и на смелость его носителя и
…считался не менее опасным. Черный цвет в одежде говорил также о нейтралитете,
скромности, конформизме, был символом плодородной земли. Черный цвет указывал и
на избранность –например, вороные лошади хоть и злее, в сказках, былинах они
чуть ли не от самого дьявола, но их считали волшебными. И действительно они
гораздо неприхотливее и сильнее своих светлых собратьев (на Руси говорили
«продай белую лошадь, сам езди на рыжей, дорого отдай за вороную»)… А сколько
полагалось платить за черноволосых рабынь…Черные одеяния носили адепты различных
культов. Т.е. роль черного
цвета далеко не однозначна, и не упирается в
крайности. Роль белого цвета
замета и в медицинской практике, им например (предварительно завернув объект в
белую простынь и закрыв в абсолютно белой комнате можно вылечить депрессию),
однако психологическое давление активного насыщения белым цветом может сказать
неблагоприятно – стены офисов рекомендуют красить в цвета темные и неяркие не
говоря уже об оформлении домашнего уголка (в смысле квартиры). Белый цвет тоже
не всегда благо. Как черный
и остальные цвета трактуется в психологии. Черный цвет - это апатия, пессимизм,
пофигизм. (Однако коричневый и синий- стабильность, сила, уравновешенность).
Черный - эмоциональная нагрузка. Белый- эгоизм, амбиции. На самом деле все
рокеры одеваются так, как им нравится...может просто многим рокерам неспроста
нравится черный цвет или многие специально облачаются в нелюбимый
цвет? «Это просто западная
традиция деления мира на белое и черное. Вот и все. А вот в восточной культуре
по-другому. У них этот знак инь и янь: белое обвивает черное, черное на белое; в
белом всегда есть черное, в черном белое; нет ( абсолютного ) добра, как и нет
зла, просто НЕТ; все гармонично. А у нас мир делится на две половины; белое и
черное; сатана и Бог... черный цвет ночи, а это самое спокойное время суток :)
только ночью все проблемы перестают быть проблемами и становятся не важными
отступая на второй план (потому что за день напашешься и только до койки или
…может ночь время любви?).»
Музыку в стиле хеви, обожают и на Востоке, они просто переняли ее вместе с ее
традициями. Черный цвет у них, хоть и составляющая вечного символа бытия, и
значение его другое но в целом нейтральный, т.к. на востоке вообще нет устойчиво
почитаемых символов, кроме исторически сложившихся и действующих в пространстве
этих традиций. (в Японии белый- символ траура и никто не брезгует белыми
одеяниями на свадьбу). Другой вопрос эстетический – черный там –цвет черни-
белый- цвет красоты, чистоты, но это конечно зависит и от внешних особенностей
тамошних людей.
Но вернемся на нашу
часть света. Косуха ведь великолепно смотрится на бледнолицых
братьях! Почему большинство
считает что черный цвет - довольно плохо, …«и еще он старит»?
С точки зрения художника и
дизайнера- черный цвет- превосходный фон, или рамка - на нем смотрится буквально
все и в любом виде. Черная одежда сводит к минимуму внутриобъектную воздушную
перспективу, нивелирует тени, маскирует темнотой (опять же глаз на нем не
останавливается)- девичий (и не только) стан визуально становится тоньше.
Но если человек
одет во все черное - он будет выглядеть эффектно при условии, если у него
ровного, достаточно смуглого оттенка и здорового вида кожа. А еще неплохо бы
иметь какую-нибудь изюминку во внешности …Кстати эти свойства и сделали черный
цвет- основой соблазна ( и может быть поэтому греха и зла?).
Истинные граждане (не
рокеры), воспитанные и спокойные (а черный цвет спокойствия, не активности)
тогда должны любить черный цвет. Но журналисты отнесли все-таки рокеров к
черному массе, может из-за агрессивных текстов и такого же поведения? (понятно,
что не всегда, но это
правда) Идеология также
послужила для выдвижения образа черного цвета как «
нечто». В СССР символом
бунтарского прошлого являлся красный- а в странах другого политического блока к
красному уже присматривались настороженно. В русском роке в противовес
массовости кранного цвета, в противовес радужным мечтам которые так и не сбылись
а превратились в тьму заблуждений и пороков, антитезой горящим звездам был их
черный фон. «...Черно-красный мой цвет но он выбран увы не мной...
...Красное на черном!...
Чёрный скорее это традиция, рок родился в 50-60 годах, это протест против
существующего в СССР- например против запретов, гонений…это андеграунд, а для
андеграунда лучше чёрного ещё ничего не придумали, а сейчас наверное не
так...» Еще бы не так!
Почему тогда в Англии и Америке, родоначальницах тяжелого рока - после пестрых
70-х, после «утяжеления» всех стилей, народ стал ходить в черном, рисовать
мрачные обложки и т.д. Посмотришь записи концертов- просто колышущаяся черная
пучина. Не благодаря ли кризису запада? И тому, что Великий и Могучий стал
распадаться ( и красный цвет, как устрашающий не актуален)…да нет и штаты особо
не страдали от пресыщения …и фильмы типа «Рембо» и книжки типа «Дюны» говорили,
что СССР еще ого-го! А может мода у них носит такой повальный
характер? Все дело в
удобстве, практичности, долговечности черного цвета и вообще многих предметов
металлической атрибутики.
«Почему чёрный ассоциируется с негативными эмоциями... ведь это белый -
наоборот, режет глаза и притягивает к себе грязь...» Действительно, издавна
черный цвет был цветом маскировки в среде и маскировке загрязнений на самом
черном цвете - т.е. использовался людьми, их официальными и неофициальными
объединениями использующими силу, хитрость, специальные и профессиональные
навыки иного толка. Черная краска- дешева и удобна в применении на
государственной
службе. Розовый голубой и
т.д. – если не были символом детства, грудного периода, то пожалуй чего еще
легкомысленного. Как говорил
Оззи – «Каким чёрным был мой Sabbath!" Чёрный - это ведь круто выглядит.
Представьте себе рокера в
розовом?..» Черный - еще и
воплощение строгости. Его носят учителя, служащие, деловые леди…( упс, а про
леди то и косячок…именно феминистки заключили договор на черные костюмы для
серьезных дам, не желающих выглядеть яркой зазывающей
самкой). Т.е. черный- это
защита, отстраненность от простых смертных. Надевая черный цвет надеваешь щит.
Времена меняются -
строгость в моде, а для протеста нужна раздражающая тряпка. В психологических
теориях его и потому называют - цвет неуверенных в себе людей, поступающих «как
все». Так что там с
рокерами- мы держим традиции! Мы как бы родились черными и надо сохранить
породу. "Чтобы узнавать друг-друга"; "Для самовыражения" - а ведь всё это
правильно! Не, конечно, всем понятно, что всё это, в принципе неважно, как
говорят в математике, это не критерий, не необходимое и достаточное условие ( то
есть если ты в косухе - ты ещё необязательно рокер, если ты рокер - ты
необязательно в косухе; можно быть рокером не в косухе, можно быть в косухе, но
не являться рокером ), так ведь у всех и всегда было принято - одеваться
одинаково в рамках какого-то общества, чтобы видеть друг друга, а одежда эта и
т.д., в принципе, выражают то, что тебе нравиться и интересы этого ( вашего )
общества. Но вопрос в другом
- почему черный? Некоторые говорят « белый сразу отпадает по идеологическим
соображениям» - может потому что в русской традиции это означает радость, благую
весть- а рокер про окружающее, включая себя такого сказать не может. Или этот
цвет уже занят другими конфессиями ?
Суммирую- ка я ответы на
форуме http://www.rock.ru:
1.«Ведь чёрный цвет - это
не есть чёрный цвет: он спектрально раскладывается на сотни оттенков. в нём
каждый видит то, что хочет видеть! и дело, по-моему, не в агрессии и мрачности
чёрного цаета, он просто - разный! как и люди, его носящие, разные! и, вместе с
тем, он - благородно сдержанный и одухотворённо распущенный одновременно. это
для меня - цвет свободы. он как квадрат Малевича, который на самом деле не
квадрат, и не чёрный.» 2.
«Только Черный цвет не есть свет. Видимый свет не разлагается на черный. Им
нельзя осветить, но можно прикрыть. Черный цвет не отражает, а только поглощает.
Он сам по себе культовый не
смотря на рок. Черный это неизвестность, скрытые чувства, мысли, эмоции, самые
дальние части души.» 3. «
Черный это фон, его нужно чем то заполнять…И кроме того черный здорово смотрится
с серебряным».
Другие цвета( ну
джинсовый к нам пришел из очень даже практичной жизни- ковбоев, путешественников
и хиппи), которые ассоциируются с нашей музыкой и культурой - это серебряный и
красный. С этим более или менее понятно. Помимо гармонии с любимым черным (
кстати как и синим любых оттенков) они ассоциируются с образами. Серебряный (
светло-серый, металлический) обращает к старинным украшениям, звону кольчуг и
шипов, средневековым пыткам и т.д. Его реализуют непосредственно через (как
пишется в криминалистике будете смеяться) - «металл белого цвета», заклепки,
цепочки, колечки и т.д. до разрешенных законом для ношения предметов.
«Серебряный» дает блеск, игру цветов, отражение, он живой и вместе с тем несущий
загадку или…смерть… А именно
данные прибамбасы на черной коже использовались давным-давно для сексуальных игр
( а об этом, и о Judas Priest я уже
писала). Про красный
говорить и…места не хватит…он и символ революции, и крови… и силы…и сектанства…и
награды…но в металлкультуре не прижился…уж больно его целесообразность и
практичность спорны.
(от fDD: Взято с сайта НИИ Тяжелого Рока.)
===к_чтиву===================================================================к_началу===
|